Неточные совпадения
Окончательная победа царства
Духа, которая ни в чем не может быть
отрицанием справедливости, предполагает изменение структуры человеческого сознания, т. е. преодоление мира субъективации, т. е. может мыслиться лишь эсхатологически.
Духовное начало в человеке есть истинная свобода, а
отрицание духа, додуманное до конца, — неизбежно есть
отрицание свободы.
Кесарь все больше и больше высказывается по вопросам
Духа, хотя бы в форме радикального
отрицания духа.
Его сила была не в резкой полемике, не в смелом
отрицании, а именно в положительно нравственном влиянии, в безусловном доверии, которое он вселял, в художественности его натуры, покойной ровности его
духа, в чистоте его характера и в постоянном, глубоком протесте против существующего порядка в России.
Дух есть свобода, а не аскетически-монашеское
отрицание и умерщвление плоти.
Они не овладевали поэтому моим воображением, хотя какой-то особый
дух, просачивавшийся в этой литературе, все-таки оказывал свое влияние. Положительное было надуманно и туманно.
Отрицание — живо и действительно.
Отрицание свободы есть антихристов
дух.
Интересно, что Достоевский сделался врагом революции и революционеров из любви к свободе, он увидал в
духе революционного социализма
отрицание свободы и личности.
Атеизм может быть экзистенциальным диалектическим моментом в очищении идеи Бога,
отрицание духа может быть очищением
духа от служебной роли для господствующих интересов мира.
Отрицание свободы
духа для Достоевского есть соблазн антихриста.
Все царства мира сего, все царства кесаря, старые монархические царства и новые социалистические и фашистские царства основаны на принуждении и на
отрицании свободы
духа.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не
дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни
отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого
отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
Потому-то «чистая» философия, притязающая на решающий голос и в вопросах религиозного сознания, столь естественно приходит к
отрицанию ипостасности Божества, видя в ней лишь недозволительный антропоморфизм или психологизм (наиболее воинствующими здесь являются представители «философии бессознательного» — Гартман и Древе [Вот какими аргументами возражает Древе против личного характера Божества: «Индивидом
дух называется в· конечной своей ограниченности и определимости материальным организмом…
Бунт против пола, хотя бы и во имя
отрицания сексуальности, свидетельствует о серьезной поврежденности
духа, — недаром Церковь так решительно осуждает самооскопление (и не случайно, что, по преданию, его совершил над собой Ориген с чрезмерным своим спиритуализмом).
Ярко вскрывает суть этой аполлоновской тайны тот же Толстой в своей «Исповеди». Ослабевший жизнью, смутившийся
духом, он говорит о ней с
отрицанием, но именно ею всегда и была жива душа самого Толстого.
Отрицание духа всегда есть явление
духа, но ложно направленного.
Павла в
духе аномизма, т. е. совершенного
отрицания закона, было бы
отрицанием основной антиномии этики,
отрицанием парадокса законнической этики.
Государственная и социальная жизнь христиан основывалась не на любви, братстве и свободе
духа, а на равнодушии, вражде, на
отрицании достоинства человеческой личности, на несправедливости, насилии и принуждении.
И потому борьба против капитализма за освобождение труда и трудящихся совсем не должна означать борьбу за окончательную социализацию личности и обобществление всей ее жизни, ибо это было бы
отрицанием личности и свободы
духа.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность,
отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
Это цинизм, справедливо вызывающий атеистическую реакцию и
отрицание духа.
Безбожие по Достоевскому неизбежно ведет к
отрицанию свободы
духа.
В идее бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для других и для всех, для сверхличной цели, не заключается
отрицания Бога,
духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с христианством, чем идея, на которой основано буржуазное капиталистическое общество.
Их ужаснула бы русская коммунистическая революция своим
отрицанием духа, но и они были ее предшественниками.
Он не любил и обличал революционную интеллигенцию прежде всего потому, что предвидел
отрицание свободы
духа как предельный результат идейной диалектики революции, основанной на безбожии.
Проблема новой духовности поставлена кризисом
духа в мире, который принимает формы
отрицания духа и духоборчества.
Материалистическое
отрицание духа есть в конце концов неверное описание данных в опыте реальностей, как неверно описание световых явлений дальтонистом.
Буржуазность есть духовная категория в том лишь смысле, что она есть
отрицание духа, лживое превращение
духа во что-то противоположное
духу.
Отрицание духа может принять формы защиты
духа, безбожие может принять формы благочестия, надругательство над свободой и равенством принять формы защиты свободы и равенства.
Дух данного класса, данного войска, данной семьи, данного миросозерцания может быть
отрицанием духовности.
Понимание
духа как основанного на универсалиях, на родовом бытии ведет к
отрицанию свободы, детерминизму, хотя бы и утонченному.
Защитники авторитета обыкновенно обвиняют противников в
отрицании воплощения
Духа, в признании лишь
Духа невоплощенного или развоплощенного.
Мир склоняется к
отрицанию реальности
духа.
Это
отрицание духа и духовности есть лишь обратная сторона омертвения старой духовности и дурного пользования
духом для корыстных человеческих интересов.
Дух оказывается поставленным между пассивным созерцанием прошлого,
отрицанием творчества и актуализмом современной технической цивилизации, отрицающей самый
дух и духовность.
Это не есть окончательное
отрицание духа, что было бы невозможно, а понимание его как физической энергии, т. е. возврат к первобытным гилозоистическим представлениям.
Тайный помысел, не всегда доходящий до человеческого сознания, направленный к
отрицанию бытия нашего ближнего, есть уже убийство в
духе, и человек ответствен за него.
Он не любил «революцию», потому что она ведет к рабству человека, к
отрицанию свободы
духа.
Своеволие ведет к утере и
отрицанию свободы
духа в системе Великого Инквизитора.
И там и здесь
отрицание свободы совести, и там и здесь
дух крайней ортодоксальности и нетерпимости, и там и здесь принуждение к добру и добродетели, и там и здесь принудительный универсализм и принудительное соединение людей, и там и здесь организация жизни, не допускающая свободной игры человеческих сил.
— Я так понимаю, что вера есть способность
духа. Она все равно что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским людям в высочайшей степени. Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или
отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала. Если русский человек не верит в бога, то это значит, что он верует во что-нибудь другое.
Достоевский открыл, что антихристово начало не что иное, как
отрицание свободы
духа, как насилие над человеческой совестью.
Он видел в ней
отрицание глубины человеческой природы,
отрицание свободы человеческого
духа и связанной с ней ответственности.
Дух классовой ненависти и злобы ведет к
отрицанию образа Божьего в человеке, он истребляет идею человечества и находится в непримиримом противоречии с упованиями самого социализма.
Это, конечно, не означает
отрицания человеческой изобретательности и техники, но означает изменение ее роли, подчинение ее человеческому
духу.
Они стоят на одной и той же почве, один и тот же
дух или, вернее, одно и то же
отрицание духа движет ими.
Воля человеческая, воля народная во зле лежит, и, когда воля эта, самоутверждающаяся, ничему не подчиненная и не просветленная, притязает самодержавно определять судьбы человеческих обществ, она легко сбивается на путь гонения против истины,
отрицания всякой правды и угашения всякой свободы
духа.